Развитие навыков эффективной передачи профессионального опыта и организации этого процесса.
Результат:
• понимание специфики обучения взрослых;
• знание особенностей адаптации нового сотрудника и подготовки его как полноценного специалиста;
• владение современным инструментарием наставника: разработкой методик обучения, планированием, оценкой результативности обучения, обратной связью, корректировкой;
• освоение технологии storytelling;
развитие навыка работы с опытными сотрудниками;
• понимание процесса становления авторитета наставника.
Программа тренинга:
Система наставничества на предприятии:
Современные формы обучения: семинар, наставничество, тренинг, коучинг; преимущества и недостатки форм; основные отличия и принципы выбора;
Процесс адаптации нового сотрудника на предприятии; описание типового бизнес-процесса подготовки нового специалиста; роль наставника в адаптации; принципы создания плана введения в должность; распределение зон ответственности за стажёра; организация первого рабочего дня;
Выбор наставника; определение критериев выбора, методы оценки перспективности кандидата; мотивация наставника (материальная и немонетарная);
Обучение наставников; как организовать передачу опыта внутри группы наставников, методы создания профессиональных форумов и брифингов; лидер — наставник и его роль в работе команды; наставник — руководитель, возможности компромисса.
Ключевые аспекты передачи профессионального опыта:
Память и восприятие информации у взрослых; возрастные особенности при формировании запоминания и восприятии информации; типы памяти и каналы восприятия; активация памяти;
Влияние прошлого опыта и эмоций на восприятие; типовые паттерны поведения, стереотипы, картина мира и их влияние на результат обучения; типы восприятия новой информации; виды эмоциональных переживаний; включение и отстройка от эмоций;
Формы предоставления информации; виды наставничества; варианты выбора формы предоставления информации; активация самообучения.
Инструменты наставника:
Разработка методики обучения под задачи бизнеса; технология TSD и модель Колба в применении к передаче собственного опыта наставником; принципы разделения ЗУН (знаний, умений и навыков) на операционные процедуры;
Постановка задач на самообучение и промежуточный контроль; создание типового плана контрольных мероприятий и принципов оперативного контроля над результативностью вхождения в должность; методы оценки знаний; оценка зоны роста;
Предоставление конструктивной обратной связи; корректировка поведения и качества усвоения знаний и умений в производственном процессе; исправление неверного исполнения инструкций без эмоциональных срывов;
Storytelling; навык метафорической передачи ценностей и способ запоминания через образное мышление; создание назидательных историй для передачи знаний о технике безопасности.